Декларация независимости — основополагающий документ Соединенных Штатов Америки. Написанная главным образом Томасом Джефферсоном, Декларация объясняет, почему тринадцать колоний решили отделиться от Великобритании во время Американской революции (1765-1789). Декларация была принята Вторым континентальным конгрессом 4 июля 1776 г., и эта дата отмечается в США как День независимости.
Декларация не считалась важным документом, пока не прошло более 50 лет после ее подписания, поскольку первоначально она рассматривалась как обычная формальность, сопровождавшая голосование Конгресса за независимость. Однако по прошествии времении ее стали считать одним из важнейших документов по правам человека в истории Запада. В Декларации, на которую в значительной степени повлияли идеалы Просвещения, особенно Джона Локка, утверждается, что «все люди созданы равными» и наделены «определенными неотчуждаемыми правами» на «жизнь, свободу и стремление к счастью», что стало одним из самых известных заявлений в истории США и моральным стандартом, к которому с тех пор стремятся Соединенные Штаты и многие другие западные демократии. На Декларацию ссылались в борьбе за отмену рабства и во многих движениях за гражданские права, и она по сей день остается призывом к защите прав человека. Наряду со статьями Конфедерации и Конституцией США, Декларация независимости была одним из важнейших документов эпохи Американской революции. Данная статья включает в себя краткую историю факторов, побудивших колонии провозгласить независимость от Великобритании, а также полный текст самой Декларации.
Путь к независимости
По большей части, на ранней стадии борьбы с Великобританией большинство американских колонистов рассматривали провозглашение независимости как последнее средство, если вообще рассматривали. В конце концов, спор между колонистами и британским парламентом в основном сводился к вопросу о колониальной идентичности в пределах Британской империи: колонисты верили, что как подданные британского короля и потомки англичан они имеют право на те же конституционные права, которые регулировали жизнь людей, все еще проживавших в Англии. Эти права, закрепленные в Великой Хартии вольностей (1215), Хабеас корпус акте (1679) и Билле о правах (1689), по мнению американцев, включали права на самообложение, представительное правление и суд присяжных. Англичане осуществляли эти права через парламент, который, по крайней мере теоретически, представлял их интересы; поскольку колонисты не были представлены в парламенте, они пытались реализовать свои собственные «права англичан» через колониальные законодательные собрания, такие как Палата бюргеров Виргинии.
Парламент, однако, смотрел на вещи совсем иначе. Он соглашался с тем, что колонисты были британцами и подчинялись тем же законам, но считал, что колонисты ничем не отличались от 90% англичан, которые не владели землей и, следовательно, не могли голосовать, но, тем не менее, были фактически представлены в парламенте. Под этим предлогом парламент решил напрямую обложить налогами колонии и в 1765 г. принял Акт о гербовом сборе. Когда американцы запротестовали, заявив, что парламент не имеет полномочий облагать их налогом, поскольку они не представлены в парламенте, парламент отреагировал принятием Декларативного акта (1766), в котором было заявлено, что парламент имеет право принимать обязательное законодательство для всех британских колоний «во всех случаях» (Миддлкауфф, 118). После удвоения налогов парламент вновь обложил американцев налогами по законам Таунсенда (1767-1768). Когда эти законы вызвали массовые беспорядки в Бостоне, парламент направил полки солдат для восстановления королевского спокойствия. Это привело лишь к актам насилия, таким как Бостонская резня (5 марта 1770 г.), и неповиновения, таким как Бостонское чаепитие (16 декабря 1773 г.).
Хотя основной темой спора было налогообложение, американцы считали, что их права нарушаются и в прочих смыслах. В соответствии с так называемыми Невыносимыми законами 1774 г. Британия объявила, что американских диссидентов отныне будут судить в судах вице-адмиралтейства или отправлять в Англию для судебного разбирательства, что лишало их суда присяжных, состоящего из равных им по положению; британские солдаты могут расквартировываться в зданиях, принадлежавших американцам; деятельность представительного правительства Массачусетса приостанавливалась в качестве наказания за Бостонское чаепитие; кроме того, должен был быть назначен военный губернатор. Помимо прочего, стоял и земельный вопрос: как Королевская прокламация 1763 г., так и Квебекский акт 1774 г. ограничивали экспансию на запад американцев, считавших, что имеют право заселять западные земли. Хотя колонии считали себя отдельными государствами в составе Британской империи и не будут рассматривать себя как единое целое в течение многих последующих лет, они были связаны друг с другом на протяжении многих лет благодаря общему английскому происхождению и военному сотрудничеству во время колониальных войн с Францией в прошлом столетии. Сопротивление парламенту только больше сплотило их, и после принятия Невыносимых законов колонии объявили о поддержке Массачусетса и начали мобилизацию своих ополченцев.
После начала Войны за независимость в 1775 г. все тринадцать колоний вскоре присоединились к восстанию и направили своих представителей во Второй континентальный конгресс — временное правительство военного времени. Даже на позднем этапе идею независимости поддерживали только самые радикальные революционеры, такие как Сэмюэл Адамс. Большинство колонистов все еще верили, что их разногласия были связаны только с парламентом, что король Великобритании Георг III (правил в 1760-1820 гг.) тайно поддерживал их и помирился бы с ними, если бы представилась такая возможность; действительно, незадолго до битвы при Банкер-Хилле (17 июня 1775 г.) полки американских повстанцев явились на службу, объявив, что они находятся «на службе Его Величества» (Ботнер, 539). В августе 1775 г. король Георг III развеял эти иллюзии, издав прокламацию, объявлявшую Тринадцать колоний в состоянии восстания, и приказав британским чиновникам приложить все усилия, чтобы «противостоять данному восстанию и подавить его». Действительно, Георг III оставался одним из самых ярых сторонников подчинения колоний военной силой; именно после этого момента американцы начали называть его тираном, а надежда на примирение с Великобританией ослабла.
Написание Декларации
К весне 1776 г. независимость уже не казалась радикальной идеей: разошедшаяся большим тиражом брошюра Томаса Пейна «Здравый смысл» сделала перспективу независимости более привлекательной для широкой общественности, в то время как Континентальный конгресс осознал, что независимость необходима, чтобы заручиться военной поддержкой европейских стран. В марте 1776 г. революционный конвент Северной Каролины стал первым, проголосовавшим за независимость, и за ним последовали семь других колоний в течение следующих двух месяцев. 7 июня Ричард Генри Ли из Виргинии внес на рассмотрение Конгресса предложение о независимости, вызвавшее столь ожесточенные дебаты, что Конгресс решил отложить дальнейшее обсуждение предложения Ли на три недели. Тем временем был назначен комитет для подготовки проекта Декларации независимости на случай, если предложение Ли будет принято. В этот комитет из пяти человек входили Бенджамин Франклин из Пенсильвании, Роберт Р. Ливингстон из Нью-Йорка, Джон Адамс из Массачусетса, Роджер Шерман из Коннектикута и Томас Джефферсон из Виргинии.
Основным автором Декларации стал 33-летний Джефферсон, написавший ее в период с 11 по 28 июня 1776 г. на втором этаже снимаемого им дома в Филадельфии, ныне известного как «Декларационный дом». В значительной степени опираясь на просветительские идеи Джона Локка, Джефферсон возлагал вину за независимость Америки в основном на короля, которого он обвинял в неоднократном нарушении общественного договора между Америкой и Великобританией. Джефферсон утверждал, что американцы провозгласили независимость лишь в качестве последнего средства для защиты своих прав, поскольку им постоянно отказывали в защите как король, так и парламент. Первоначальный проект Джефферсона был пересмотрен и отредактирован другими членами комитета, и 1 июля Декларация была наконец представлена Конгрессу. К тому времени все колонии, за исключением Нью-Йорка, уполномочили своих делегатов в Конгрессе проголосовать за независимость, и 4 июля 1776 г. Конгресс принял Декларацию. Ее подписали все 56 членов Конгресса; те, кто не присутствовал в этот день, поставили свои подписи позже.
Текст
Принята единогласно тринадцатью соединенными Штатами Америки
Когда ход событий приводит к тому, что один из народов вынужден расторгнуть политические узы, связывающие его с другим народом, и занять самостоятельное и равное место среди держав мира, на которое он имеет право по законам природы и ее Творца, уважительное отношение к мнению человечества требует от него разъяснения причин, побудивших его к такому отделению.
Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье. Разумеется, благоразумие требует, чтобы правительства, установленные с давних пор, не менялись бы под влиянием несущественных и быстротечных обстоятельств; соответственно, весь опыт прошлого подтверждает, что люди склонны скорее сносить пороки до тех пор, пока их можно терпеть, нежели использовать свое право упразднять правительственные формы, ставшие для них привычными. Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствует о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом и обязанностью народа. Эти колонии длительное время проявляли терпение, и только необходимость вынуждает их изменить прежнюю систему своего правительства. История правления ныне царствующего короля Великобритании - это набор бесчисленных несправедливостей и насилий, непосредственной целью которых является установление неограниченного деспотизма. Для подтверждения сказанного выше представляем на беспристрастный суд всего человечества следующие факты.
Он отказывался давать свое согласие на принятие законов, в высшей степени полезных и необходимых для общего блага.
Он запрещал своим губернаторам проводить неотложные и чрезвычайно важные законы, если только их действие не откладывалось до получения королевского согласия, но когда они таким способом простанавливались, он демонстративно оставлял их без всякого внимания.
Он разрешил проводить другие законы, важные для жизни населения обширных округов, только при условии, что оно откажется от права на представительство в легислатуре, то есть от права, бесценного для него и опасного только для тиранов.
Он созывал законодательные органы в непривычных и в неудобных местах, находящихся на большом удалении от места хранения их официальных документов, с единственной целью измором заставить их согласиться с предлагаемой им политикой.
Он неоднократно распускал палаты представителей, мужественно и твердо противостоявшие его посягательствам на права народа.
Он в течение длительного срока после такого роспуска отказывал в выборах других депутатов, в результате чего законодательные полномочия, которые по своей сути неуничтожаемы, возвращались для их осуществления народу в целом; штат тем временем подвергался всем опасностям, проистекавшим как от внешнего вторжения, так и от внутренних беспорядков.
Он пытался помешать заселению этих штатов, игнорируя по этой причине законы о натурализации иностранцев, отказывая в принятии других законов, направленных на поощрение иммиграции, а также затрудняя выделение новых земельных участков.
Он создавал препятствия для осуществления правосудия, отказываясь давать согласие на принятие законов об организации судебной власти.
Он поставил судей в исключительную зависимость от своей воли путем определения сроков их пребывания в должности, а также размера и выплат им жалования.
Он создавал множество новых должностей и присылал к нам сонмища чиновников, чтобы притеснять народ и лишать его средств к существованию.
Он в мирное время содержал у нас постоянную армию без согласия наших легислатур.
Он стремился превратить военную власть в независимую и более высокую по отношению к гражданской власти.
Он объединялся с другими лицами, чтобы подчинить нас юрисдикции, чуждой нашей конституции и не признаваемой нашими законами, утверждал их акты, претендовавшие стать законодательством и служившие:
- для расквартирования у нас крупных соединений вооруженных сил;
- для освобождения посредством судебных процессов, являющихся таковыми только по видимости, от наказаний военных, совершивших убийства жителей этих штатов;
- для прекращения нашей торговли со всеми частями света;
- для обложения нас налогами без нашего согласия;
- для лишения нас по многим судебным делам возможности пользоваться преимуществами суда присяжных;
- для отправки жителей колоний за моря с целью предания их там суду за приписываемые им преступления;
- для отмены свободной системы английских законов в соседней провинции путем установления в ней деспотического правления и расширения ее границ таким образом, чтобы она служила одновременно примером и готовым инструментом для введения такого же абсолютистского правления в наших колониях;
- для отзыва предоставленных нам хартий, отмены наших наиболее полезных законов и коренного изменения форм нашего правительства;
- для приостановления деятельности наших легислатур и присвоения себе полномочий законодательствовать вместо нас в самых различных случаях.
Он отказался от управления колониями, объявив о лишении нас его защиты и начав против нас войну.
Он грабил нас на море, опустошал наши берега, сжигал наши города и лишал наших людей жизни.
Он в настоящий момент посылает к нам большую армию иностранных наемников с тем, чтобы окончательно посеять у нас смерть, разорение и установить тиранию, которые уже нашли свое выражение в фактах жестокости и вероломства, какие едва ли имели место даже в самые варварские времена, и абсолютно недостойны для главы цивилизованной нации.
Он принуждал наших сограждан, взятых в плен в открытом море, воевать против своей страны, убивать своих друзей и братьев либо самим погибать от их рук.
Он подстрекал нас к внутренним мятежам и пытался натравливать на жителей наших пограничных земель безжалостных дикарей-индейцев, чьи признанные правила ведения войны сводятся к уничтожению людей, независимо от возраста, пола и семейного положения.
В ответ на эти притеснения мы каждый раз подавали петиции, составленные в самом сдержанном тоне, с просьбой о восстановлении наших прав: в ответ на наши повторные петиции следовали лишь новые несправедливости. Государь, характеру которого присущи все черты, свойственные тирану, не может быть правителем свободного народа.
В равной степени не оставляли мы без внимания и наших британских братьев. Время от времени мы предостерегали их от попыток парламента незаконным образом подчинить нас своей юрисдикции. Мы напоминали им о причинах, в силу которых мы эмигрировали и поселились здесь. Мы взывали к их прирожденному чувству справедливости и великодушию и заклинали их, ради наших общих кровных уз, осудить эти притеснения, которые с неизбежностью должны были привести к разрыву наших связей и общения. Они также оставались глухими к голосу справедливости и общей крови. Поэтому мы вынуждены признать неотвратимость нашего разделения и рассматривать их, как мы рассматриваем и остальную часть человечества, в качестве врагов во время войны, друзей в мирное время.
Поэтому мы, представители соединенных Штатов Америки, собравшись на общий Конгресс, призывая Всевышнего подтвердить честность наших намерений, от имени и по уполномочию доброго народа этих колоний, торжественно записываем и заявляем, что эти соединенные колонии являются и по праву должны быть свободными и независимыми штатами, что они освобождаются от всякой зависимости по отношению к британской короне и что все политические связи между ними и Британским государством должны быть полностью разорваны, что в качестве свободных и независимых штатов они полномочны объявлять войну, заключать мирные договоры, вступать в союзы, вести торговлю, совершать любые другие действия и все то, на что имеет право независимое государство. И с твердой уверенностью в покровительстве Божественного Провидения мы клянемся друг другу поддерживать настоящую Декларацию своей жизнью, своим состоянием и своей незапятнанной честью.
Подписавшие Декларацию
Ниже приведен список из 56 человек, подписавших Декларацию независимости, многие из которых считаются отцами-основателями Соединенных Штатов. Джон Хэнкок, будучи президентом Континентального конгресса, первым поставил свою подпись. Роберт Р. Ливингстон был единственным членом первоначального редакционного комитета, который не подписал Декларацию, поскольку его отозвали в Нью-Йорк до того, как состоялось подписание.
Массачусетс: Джон Хэнкок, Сэмюэл Адамс, Джон Адамс, Роберт Трит Пейн, Элбридж Герри.
Нью-Гэмпшир: Джосайя Бартлет, Вильям Уипл, Мэтью Торнтон.
Род-Айленд: Стивен Хопкинс, Вильям Эллери.
Коннектикут: Роджер Шерман, Саэмюэл Гонтингтон, Вильям Вильямс, Оливер Уолкот.
Нью-Йорк: Уильям Флойд, Филип Ливингстон, Фрэнсис Льюис, Льюис Моррис.
Нью-Джерси: Ричард Стоктон, Джон Уизерспун, Фрэнсис Хопкинсон, Джон Харт, Эбрахам Кларк.
Пенсильвания: Роберт Моррис, Бенджамин Раш, Бенджамин Франклин, Джон Мортон Джордж Клаймер, Джеймс Смит, Джордж Тэйлор, Джеймс Уилсон, Джордж Росс.
Делавэр: Джордж Рид, Томас Мак-Кин, Сизар Родни.
Мэриленд: Сэмюэл Чейс, Уильям Пака, Томас Стоун, Чарльз Каррол.
Виргиния: Джордж Уит, Ричард Генри Ли, Томас Джефферсон, Бенджамин Гаррисон, Томас Нельсон-младший, Фрэнсис Ли, Картер Брэкстон.
Северная Каролина: Уильям Хупер, Джозеф Хьюз, Джон Пенн.
Южная Каролина: Эдуард Ратледж, Томас Гейуард-младший, Томас Линч-младший, Артур Миддлтон.
Джорджия: Боттон Гвиннет, Лайман Холл, Джордж Уолтон.