Договор Джея

Определение

Harrison W. Mark
по , переведено по Aishat Ostanbekova
опубликовано на
Доступно на других языках: Английский язык, Французский, Португальский
Распечатать статью PDF
Jay Treaty (by John Jay, Public Domain)
Договор Джея
John Jay (Public Domain)

Договор Джея, официально известный как «Договор о дружбе, коммерции и судоходстве между Его Британским Величеством и Соединёнными штатами Америки», — противоречивый договор, подписанный представителями Соединенных Штатов и Великобритании в ноябре 1794 г. Договор был направлен на решение проблем, оставшихся после Американской революции (1765-1789), и налаживание торговли между двумя странами.

На момент подписания договора Соединенные Штаты, казалось, находились на грани войны с Великобританией. Полагая, что Соединенные Штаты нарушают условия Парижского мирного договора, Британия отказалась эвакуировать войска из фортов на Северо-Западной территории и начала нападать на американские корабли во Французской Вест-Индии, захватив более 250 американских торговых судов и заставив их экипажи поступить на службу в Королевский военно-морской флот. Хотя многие американцы требовали войны, президент Джордж Вашингтон (1789-1797) считал, что молодая республика недостаточно сильна, чтобы выдержать еще одну войну с Великобританией. Вместо этого он отправил Джона Джея, Верховного судью Соединенных Штатов, вести переговоры о заключении договора, который, как он надеялся, предотвратил бы вооруженный конфликт.

Джею удалось не только избежать войны, но и укрепить торговые связи с Великобританией: США получили статус «страны наибольшего благоприятствования» в британских портах, а американским купцам были предоставлены ограниченные торговые права в Британской Вест-Индии. Однако этот договор оказался неудачным во многих отношениях, поскольку практически никак не защищал американских моряков от будущих притеснений. Но самым спорным аспектом было то, что этот договор укрепил политические и экономические связи между Соединенными Штатами и Великобританией, что, как опасались многие американцы, могло привести к возрождению аристократии в США. Во многих городах вспыхнули беспорядки, а чучело Джея часто сжигали. Пресса оскорбляла даже самого президента Вашингтона. Для борьбы с растущим влиянием пробританской Федералистской партии возникла новая политическая фракция — Демократическо-республиканская партия. Революционная Франция, тем временем, истолковала Договор Джея как англо-американский союз и также начала атаковать на американские суда, что в конечном итоге привело к короткой квазивойне (1798-1800).

Предыстория: Угроза войны

Парижский мирный договор 1783 г. положил конец Войне за независимость, установив хрупкий и непрочный мир между молодыми Соединенными Штатами и их бывшей метрополией, Великобританией. Этот мирный договор в целом был расценен как благоприятный для американцев: он более чем вдвое увеличивал территорию Соединенных Штатов, границы которых теперь простирались на запад до реки Миссисипи, и британцы пообещали эвакуировать своих солдат с этих границ. В обмен на эти уступки Британия ожидала, что все довоенные долги американских заемщиков британским кредиторам будут выплачены и что правительства штатов прекратят конфисковывать имущество лоялистов (американцев, которые оставались верны британской короне во время революции). Эти требования были одними из основных компонентов десяти статей договора, подписанного американскими и британскими уполномоченными 3 сентября 1783 г.

Было захвачено около 250 американских кораблей, а их экипажи были завербованы в Королевский военно-морской флот.

Чернила на договоре едва успели высохнуть, как начались проблемы. На протяжении большей части своего недолгого существования Соединенные Штаты испытывали экономические трудности; более того, их недавняя попытка создать национальную валюту, континентальную валюту, провалилась после того, как она практически полностью обесценилась. Правительства штатов вводили высокие налоги, чтобы начать выплачивать собственные огромные военные долги, в то время как Конгресс — по условиям Статей Конфедерации — вообще не имел права повышать налоги. Обремененные высокими налогами и инфляцией, многие американские должники не смогли своевременно расплатиться с британскими кредиторами. Кроме того, правительства многих штатов не проявляли никакой жалости к лоялистам, которых считали предателями: лишь немногие получили компенсацию за имущество, конфискованное во время революции, а некоторые штаты даже продолжали захватывать владения лоялистов. Великобритания указала на эти два примера как на доказательство того, что Соединенные Штаты не выполнили свою часть сделки. В отместку британцы разместили войска в ряде фортов в районе Великих озер, которые были переданы США по мирному договору. Когда США выразили недовольство, Британия заверила их, что эвакуирует эти войска, как и обещала, но только после того, как американцы погасят все свои долги.

Отношения между двумя странами продолжали накаляться в течение следующего десятилетия. Затем, в феврале 1793 г., Великобритания объявила войну революционной Франции. К этому моменту Французская революция была в самом разгаре: была провозглашена Французская республика, король Франции Людовик XVI потерял голову, и сотни тысяч французских граждан и солдат хлынули в Европу, чтобы на остриях своих штыков отстаивать свободу, равенство и братство. Многие американцы поспешили выразить свою поддержку революционной Франции, надевая трехцветные кокарды, распевая революционные песни и открывая политические клубы под названием «Демократическо-республиканские общества», в которых они поднимали тосты за Французскую республику и осуждали аристократию. Президент Джордж Вашингтон, однако, колебался, не зная, стоит ли оказывать поддержку революционерам: такой поступок, несомненно, привел бы США к конфликту с Великобританией, к которому, как знал Вашингтон, Штаты не были готовы. Поэтому 22 апреля 1793 г. Вашингтон издал Декларацию о нейтралитете, в которой пообещал не вовлекать Соединенные Штаты во французские революционные войны.

Британии быстро пренебрегла этим нейтралитетом. Без предупреждения британские корабли начали захватывать американские торговые суда во Французской Вест-Индии, рассматривая любое судно с французским грузом как ценный приз. В течение следующего года было захвачено около 250 американских кораблей, а их экипажи были завербованы в Королевский военно-морской флот.

Impressment of American Sailors into the British Navy
Вербовка американских матросов в британский флот
Howard Pyle (Public Domain)

В то же время британцы использовали свои форты в районе Великих озер, чтобы оказывать поддержку Северо-Западной конфедерации — разрозненной коалиции коренных американцев, которые находились в состоянии войны с Соединенными Штатами. Эти вопиющие акты агрессии нельзя было игнорировать: многие американцы, особенно те, кто был связан с «Демократическо-республиканскими обществами», начали требовать войны. Но не все американцы были столь поспешны. Федералистская партия, националистическая политическая фракция, возглавляемая Александром Гамильтоном, пришла в ужас от хаоса и кровопролития Французской революции и не хотела, чтобы США попали под влияние революционной Франции. Напротив, федералисты рассматривали Великобританию как естественного союзника Соединенных Штатов и верили, что более прочные связи с бывшей метрополией жизненно важны для выживания США. Находясь под влиянием федералистов и все еще желая избежать войны, президент Вашингтон согласился направить посланника в Лондон, чтобы, как он надеялся, достичь соглашения и отвести враждующие страны от края пропасти.

Договор

Для этой задачи Вашингтон выбрал Джона Джея, председателя Верховного суда США. Джей безусловно был подходящим кандидатом на должность посланника. У него имелся многолетний дипломатический опыт, так как он помогал вести переговоры по Парижскому мирному договору и занимал пост министра иностранных дел США в 1780-х гг. Теперь ему было приказано не только избежать войны с Великобританией, но и установить более прочные коммерческие связи с ней: Гамильтон дал ему конкретные инструкции, в которых были изложены различные цели, включавшие в себя требование к Британии эвакуировать форты на территории США, прекратить захват американских судов и жестокое обращение с американскими моряками и вновь открыть Британскую Вест-Индию для американской торговли. Интересы Юга также требовали, чтобы Джей получил финансовую компенсацию за рабов, вывезенных британцами в конце революции. Это была трудная задача, особенно потому, что у Джея почти не было рычагов воздействия для ведения переговоров.

John Jay
Джон Джей
Gilbert Stuart (Public Domain)

В конце осени 1794 г. он прибыл в Лондон и встретился с британским министром иностранных дел Уильямом Уиндхэмом Гренвиллом. Двое мужчин некоторое время согласовывали детали договора, прежде чем взяться за перо и бумагу 19 ноября 1794 г. Джей, должно быть, вздохнул с облегчением, когда договор был подписан, поскольку он выполнил свою главную задачу — избежать войны с Великобританией. Он одержал и несколько других побед: Британия вновь согласилась отказаться от фортов в районе Великих озер, предоставила Соединенным Штатам статус «страны наибольшего благоприятствования» в британских портах и даже согласилась открыть Британскую Вест-Индию для американской торговли, хотя это касалось только торговых судов водоизмещением 70 тонн и менее. Все остальные нерешенные вопросы, включая компенсацию американским торговцам, чьи суда были захвачены, и вопрос о довоенных долгах, были переданы на рассмотрение совместных арбитражных комиссий. Джей, ярый аболиционист, не стал настаивать на выплате компенсации рабовладельцам. Что еще более важно, он не смог договориться о положении, которое предотвратило бы будущие захваты американских судов или принудительную вербовку американских моряков. Эта проблема еще даст о себе знать и станет главной причиной войны 1812 г.

Ратификация и споры

Не решившись рисковать встречей с зимними штормами в Северной Атлантике, Джей решил остаться в Лондоне еще на несколько месяцев, но заранее отправил в Штаты копию договора. Копия попала на стол президента в марте 1795 г., и сразу же после прочтения Вашингтон понял, что договор вызовет глубокие разногласия, и позаботился о том, чтобы его содержание оставалось конфиденциальным до тех пор, пока Сенат не проголосует по нему. 8 июня 1795 г. было проведено специальное заседание Сената для рассмотрения договора. Многие сенаторы выступили против положений, которые были опасно близки к возвращению Соединенных Штатов в сферу влияния Великобритании; даже такой ярый федералист, как Гамильтон, по-видимому, в частных беседах назвал этот договор «отвратительным» и «договором старухи» (Черноу, 484). Но, какими бы нежелательными ни были его детали, Договор Джея достиг целей федералистов по укреплению политических и экономических связей с Великобританией. Договор также гарантировал американцам возможность торговать под защитой мощного британского флота.

Многие американцы верили, что возрождение британского влияния подорвет республиканский порядок, и обвиняли федералистов в предательстве.

Ожесточенные дебаты в Сенате продолжались в течение двух недель, прежде чем договор окончательно ратифицировали 24 июня. Хотя его содержание все еще держали в секрете от общественности, вскоре недовольный сенатор опубликовал текст договора в одной из филадельфийских газет, которая напечатала полный текст 1 июля. Эффект, по словам Джеймса Мэдисона, был подобен «электрической скорости», которая распространилась «во все уголки Союза» (там же). Многие американцы верили, что возрождение британского влияния подорвет республиканский порядок, и обвиняли Гамильтона, Джея и других федералистов в том, что они являются предателями, жертвующими американскими свободами ради пробританской аристократии. В Нью-Йорке, Бостоне и Филадельфии вспыхнули беспорядки, а в Чарльстоне протестующие публично сожгли британский флаг. На Манхэттене Гамильтона забросали камнями, когда он попытался произнести речь в защиту договора, в то время как другие участники беспорядков окружили резиденцию Вашингтона в Филадельфии, требуя, чтобы он объявил войну Англии. Противники федералистов стали еще громче заявлять о своих профранцузских настроениях, что привело к появлению новой политической фракции, Демократическо-республиканской партии, возглавляемой Томасом Джефферсоном и Джеймсом Мэдисоном, которая возникла, чтобы противостоять аристократической политике федералистов и сохранить республиканизм в Соединенных Штатах.

Первоначально ненависть протестующих была направлена в основном на Джея. «Будь проклят Джон Джей, — гласил распространённый припев, — будь проклят каждый, кто не будет проклинать Джона Джея!» (там же). В течение всего лета по всей стране сжигали чучела Джея; Джей однажды пошутил, что мог бы пройти всю дорогу между Бостоном и Филадельфией безлунной ночью, ориентируясь только по свету, исходящему от его собственных горящих чучел. Но когда президент Вашингтон подписал мирный договор в августе 1795 г., гнев общественности оказался направлен и на него самого. Президента высмеивали как монархиста, некомпетентного военного и «узурпатора с темными намерениями» (Вуд, 198). В газетах демократических республиканцев появились карикатуры, изображающие, как Вашингтона отправляют на гильотину, в то время как некоторые протестующие призывали объявить ему импичмент.

Вашингтон, без сомнения, был удивлен и расстроен такими изменениями в общественном мнении, но самое болезненное предательство было впереди. Палате представителей все еще предстояло проголосовать за выделение средств, необходимых для выполнения договора, что привело к ожесточенным двухмесячным дебатам, которые могли убить договор в зародыше. Фракцию демократических республиканцев возглавлял Джеймс Мэдисон, потребовавший от Вашингтона обнародовать документы, связанные с договором. Президент отказался и вместо этого заявил Палате представителей, что у неё нет полномочий по заключению договоров и что такие полномочия находятся только в руках президента и Сената. Наконец, 29 апреля 1796 г. Палата представителей согласилась профинансировать этот договор после того, как равенство голосов (48 против 48) было преодолено благодаря голосу бывшего спикера Палаты представителей. Вашингтон был глубоко уязвлен тем, как с ним обошелся Мэдисон, который когда-то был его надежным помощником и другом, и больше никогда не заговаривал с ним.

Последствия

Договор Джея имел множество последствий, как немедленных, так и долгосрочных. Споры вокруг этого документа во многом способствовали усилению ожесточенной вражды, которая уже начала укореняться в Соединенных Штатах. Этот договор противопоставил националистическую, пробританскую Федералистскую партию антиаристократической, профранцузской Демократическо-республиканской партии, способствуя формированию так называемой «первой партийной системы» в политической истории США. Более того, этот спор негативно сказался на самом Вашингтоне, который всегда заботился о своей репутации. Негативная реакция на этот договор в сочетании с беспокойством по поводу своего возраста и проблем со здоровьем привели к тому, что Вашингтон принял решение не баллотироваться на третий срок, что стало одним из самых важных решений, когда-либо принимавшихся президентом США.

Как и демократические республиканцы, французы были возмущены Договором Джея, который они интерпретировали как англо-американский союз. В конце 1796 г. французские каперы начали нападать на американские корабли, захватывая любые торговые суда, подозреваемые в перевозке британских грузов; как и двумя годами ранее, было захвачено около 300 американских судов, а американские моряки подверглись жестокому обращению. Новый президент Джон Адамс надеялся повторить успех Договора Джея, направив в Париж дипломатов для переговоров. Но когда дипломаты прибыли в Париж в октябре 1797 г., выяснилось, что от них ожидалась огромная взятка, прежде чем им разрешили бы встретиться с французскими дипломатами (позже этот инцидент стал известен как дело «Икс-Игрек-Зет»). Возмущенные дипломаты вернулись в США, а президент Адамс приступил к созданию американского военно-морского флота. Результатом этих событий стал непродолжительный необъявленный военно-морской конфликт между Францией и Соединенными Штатами, названный квазивойной, который закончился в 1800 г. вскоре после прихода к власти Наполеона Бонапарта.

Naval Battle during the Quasi-War, between USS Constellation and L'Insurgente
Морское сражение во время квазивойны между «USS Constellation» и «L'Insurgente»
John William Schmidt (Public Domain)

Что касается самого Договора Джея, то его преимущества быстро стали очевидны. Британия эвакуировала солдат из северо-западных фортов в 1795 г., и помимо этого договор привел к десятилетней прибыльной торговле между двумя странами, а США стали одним из главных покупателей британских товаров; в период с 1794 по 1801 г. стоимость американского экспорта в Великобританию выросла втрое. Находясь под защитой Королевского военно-морского флота, американские торговые суда вышли в Тихий океан, проникнув на рынки таких отдалённых стран, как Индонезия и Индия. Стоимость американских товаров быстро росла, особенно по мере того, как продолжающиеся наполеоновские войны в Европе создавали спрос на продовольствие. Когда Томас Джефферсон стал президентом в 1801 г., он не отверг Договор Джея, но и не продлил его, когда срок его действия истек в 1805 г., и это решение привело к возобновлению военных действий между Соединенными Штатами и Великобританией, кульминацией которых стала война 1812 г.

Вопросы и ответы

Что такое Договор Джея?

Договор Джея возобновил торговые отношения между Соединенными Штатами и Великобританией в 1795 г., установив более тесные связи между двумя странами.

Кто подписал Договор Джея?

Договор Джея был согласован и подписан Джоном Джеем, Верховным судьей Соединенных Штатов, и министром иностранных дел Великобритании Уильямом Уиндхэмом Гренвиллом.

Почему Договор Джея вызвал столько споров?

Договор Джея был противоречивым, потому что он укрепил связи между США и Великобританией, заставив многих американцев опасаться, что республиканизм будет подорван.

Каковы были последствия Договора Джея?

Последствия Договора Джея включали в себя усиление партийной борьбы в политике США (федералисты против демократических республиканцев), вражду с революционной Францией, которая приведет к квазивойне, и увеличение стоимости американских торговых товаров.

Список используемой литературы

Всемирная историческая энциклопедия является партнером Amazon и получает комиссионное вознаграждение за покупку книг, соответствующих требованиям.

переводчик

Aishat Ostanbekova
Айшат — студентка Санкт-Петербургского государственного университета. Занимается американистикой.

автор

Harrison W. Mark
Марк Гаррисон — выпускник государственного университета Нью-Йорка (SUNY) в Освего. Там он изучал историю и политику.

Цитировать эту работу

Стиль APA

Mark, H. W. (2024, сентября 19). Договор Джея [Jay Treaty]. (A. Ostanbekova, Переводчик). World History Encyclopedia. Извлечено из https://www.worldhistory.org/trans/ru/1-23526/

Чикагский стиль

Mark, Harrison W.. "Договор Джея." Переведено Aishat Ostanbekova. World History Encyclopedia. Последнее изменение сентября 19, 2024. https://www.worldhistory.org/trans/ru/1-23526/.

Стиль MLA

Mark, Harrison W.. "Договор Джея." Переведено Aishat Ostanbekova. World History Encyclopedia. World History Encyclopedia, 19 сен 2024, https://www.worldhistory.org/Jay_Treaty/. Веб-сайт. 17 июл 2025.