
Томас Джефферсон (1743-1826) — американский юрист, государственный деятель, философ и отец-основатель Соединенных Штатов. Джефферсон — выдающийся деятель Американской революции, написавший Декларацию независимости и позже ставший первым Государственным секретарем, вторым вице-президентом и третьим президентом Соединенных Штатов (он занимал этот пост в 1801-1809 гг.).
Ранние годы
Томас Джефферсон родился 13 апреля 1743 г. на плантации Шадуэлл в округе Албемарл, штат Виргиния. Он был третьим из десяти детей, родившихся у Питера Джефферсона, богатого плантатора и землемера, и Джейн Рэндольф Джефферсон, происходившей из одной из самых влиятельных семей Виргинии. После смерти Питера Джефферсона в 1757 г. 14-летний Томас унаследовал 5000 акров земли, а также 60 рабов. С 1758 по 1760 г. он проходил частное обучение у преподобного Джеймса Мори, а затем отправился в столицу колонии, Уильямсбург, где поступил в колледж Вильгельма и Марии. На первом курсе колледжа он спускал деньги на вечеринки, лошадей и одежду, но вскоре пожалел об этом «эффектном образе жизни» (Боулз, 18). На втором году обучения Томас был гораздо прилежнее: он проводил за учебой по 15 часов в день, прерываясь только на физические упражнения или игру на скрипке.
Прилежный Джефферсон вскоре стал протеже профессора математики Уильяма Смолла, которого он с теплотой вспоминал как «первого по-настоящему просвещенного или ученого человека», которого он встретил (Боулз, 17). Смолл познакомил Джефферсона с двумя другими выдающимися интеллектуалами Уильямсбурга: профессором права Джорджем Уайтом и вице-губернатором Фрэнсисом Фокье, и на их еженедельных званых обедах четверо мужчин обсуждали политику и философию, что оказало огромное влияние на политическое и интеллектуальное развитие молодого Джефферсона.
После завершения формального обучения в 1762 г. Джефферсон остался в Уильямсбурге изучать юриспруденцию под руководством Уайта и спустя пять лет, в 1767 г., был принят в виргинскую коллегию адвокатов. В 1768 г. он был избран в Палату бюргеров от округа Албемарл. В том же году он начал строительство нового дома на вершине горы высотой 868 футов (265 м), откуда открывался вид на его плантацию. Дом, названный Монтичелло («маленькая гора» с итальянского), стал делом всей жизни Джефферсона: он посвятил его строительству и переделке несколько десятилетий. Фактический труд, конечно, в основном выполняли его рабы: на протяжении жизни Джефферсон владел примерно 600 рабами, большинство из которых родились в рабстве в его владениях.
В 1772 году, после нескольких неудачных попыток завязать романтические отношения, Джефферсон наконец женился на красивой молодой вдове Марте Уэйлс Скелтон. Марта была на пять лет моложе Джефферсона и разделяла его увлечение литературой и музыкой: они часто музицировали вместе — она на клавесине, он на скрипке. У супругов родилось шестеро детей, только двое из которых — Марта «Пэтси» (1772-1836) и Мэри «Полли» (1778-1804) — дожили до совершеннолетия. Когда в 1773 г. умер тесть Джефферсона, они с Мартой унаследовали 11 000 акров земли и еще 135 рабов. К тому времени Джефферсон уже был вовлечен в борьбу Виргинии с Великобританией. Попытки парламента обложить налогами колонистов без их согласия встретили яростное сопротивление со стороны американских патриотов, которые рассматривали такие налоги как нарушение их «прав англичан». В 1774 г. Джефферсон утверждал то же самое в своей книге «Общий обзор прав Британской Америки». В ней он провозглашал, что колонии имеют право на самоуправление, что они связаны с английским королем только добровольными узами и что парламент не имеет права вмешиваться в их дела. Этот труд принес ему признание как лидеру виргинских патриотов и способствовал назначению Джефферсона делегатом на Второй континентальный конгресс в Филадельфии весной 1775 г.
Революция
Джефферсон был одним из самых молодых и наименее выдающихся членов Конгресса, и свойственная ему застенчивость не позволяла ему активно высказывать свое мнение в первые месяцы дискуссий. Однако, когда в июне 1776 г. Конгрессу пришло время голосовать по вопросу о перспективе провозглашения независимости от Великобритании, Джефферсон был назначен членом так называемого Комитета пяти, которому было поручено подготовить заявление, оправдывающее отделение колоний от метрополии. В состав комитета входили такие выдающиеся государственные мужи, как Джон Адамс, Бенджамин Франклин, Роберт Р. Ливингстон и Роджер Шерман, однако именно Джефферсон был основным автором документа, который впоследствии стал Декларацией независимости. Написанная в поэтической прозе и пропитанная идеалами Просвещения, Декларация стала одним из самых известных документов в американской истории:
Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье.
(Мичем, 104)
28 июня Декларация была представлена Конгрессу, где она подверглась ряду обсуждений и правок, заставивших чувствительного Джефферсона поежиться. В конечном итоге пятую часть текста удалили или переработали, чтобы смягчить радикальность Декларации: например, раздел, в котором Джефферсон возлагал на короля вину за ужасы работорговли, был полностью исключен. Наконец, 4 июля 1776 г. Декларация была принята, и на свет появились Соединенные Штаты Америки. Джефферсон оставался в Конгрессе до октября, а затем поспешил вернуться в Виргинию, чтобы быть поближе к жене, здоровье которой ослабло после четырех лет постоянных беременностей. Вернувшись в Уильямсбург, Джефферсон помог пересмотреть правовой кодекс Виргинии, чтобы привести его в большее соответствие с ценностями Американской революции. Он работал над отменой устаревших законов, закреплявших право наследования по праву первородства, и стремился подорвать монополию англиканской церкви на духовную жизнь виргинцев, поощряя свободу вероисповедания; в этих усилиях ему помогал его протеже Джеймс Мэдисон, который впоследствии стал его самым важным союзником на всю жизнь.
Джефферсон занимал пост губернатора Виргинии два срока подряд, с 1779 по 1781 г. Он неустанно трудился, чтобы обеспечить генерала Джорджа Вашингтона и Континентальную армию продовольствием, но вторжеие британцев в Виргинию в начале 1781 г. застигло его врасплох. Джефферсон слишком медлил с созывом народного ополчения и в итоге был вынужден бежать вместе с Генеральной ассамблеей, когда британские войска под командованием перебежчика Бенедикта Арнольда подошли к новой столице штата, Ричмонду. До конца карьеры Джефферсона будет преследовать мысль о бегстве, которое его противники представили актом трусости. И все же штат, да и вся страна, были спасены, ибо в октябре того же года Вашингтон одержал победу при осаде Йорктауна, фактически положив конец Войне за независимость. Однако радость, которую, должно быть, испытывал Джефферсон, быстро испарилась: 6 сентября 1782 г. Марта Уэйлс Джефферсон скончалась после тяжелых родов. Джефферсон обезумел от горя. Как позже вспоминала его дочь Пэтси, он почти ничего не делал три недели, только беспокойно расхаживал взад и вперед по Монтичелло, покидая его лишь для того, чтобы «непрерывно скакать верхом, бродя по горам» (цитируется по Боулзу, 108).
Париж и Салли Хемингс
Джефферсон ненадолго вернулся в Конгресс на сессию 1783-1784 гг., и его главным вкладом стал Закон о земле 1784 г., заложивший основу для заселения западных земель и принятия новых штатов в Союз. Затем Джефферсона назначили послом США во Франции, и он прибыл в Париж 6 августа 1784 года со своей старшей дочерью Пэтси и двумя рабынями. Утонченный Джефферсон наслаждался элегантностью Парижа, где он общался с влиятельными людьми, часто посещал оперу и тратил огромные деньги на книги и картины. Он даже влюбился в Марию Косвей, красивую, хотя и замужнюю, англо-итальянскую музыкантшу, однако их романтические прогулки по парижским садам внезапно закончились, когда муж увез Марию обратно в Лондон. Джефферсон находился в городе во время штурма Бастилии и был свидетелем начала Французской революции. Он консультировал своего друга Жильбера дю Мотье, маркиза де Лафайета, при составлении Декларации прав человека и гражданина, важнейшего документа в области прав человека.
Проведя несколько лет в Париже, Джефферсон послал за своей младшей дочерью Полли, которая прибыла к нему в июле 1787 г. Ее сопровождала Салли Хемингс, 14-летняя рабыня. Хемингс была дочерью Джона Уэйлса (тестя Джефферсона) и рабыни и, следовательно, приходилась единокровной сестрой покойной миссис Джефферсон. В конце 1789 г., незадолго до отъезда из Франции, Джефферсон вступил в сексуальные отношения с девушкой. Людям, симпатизирующим Джефферсону, хотелось бы верить, что эти отношения были основаны на искренней привязанности, однако дисбаланс власти между хозяином и рабыней — как и между 44-летним мужчиной и девочкой-подростком — убедительно свидетельствует об отношениях по принуждению, если не об изнасиловании. К сожалению, собственные мысли Салли Хемингс о данной ситуации не дошли до потомков. Однако у неё был по крайней мере один момент, когда она контролировала ситуацию: она отказывалась уезжать из Франции вместе с Джефферсоном, пока он не пошел ей на уступки и не согласился освободить всех ее детей после достижения ими 21 года. У Хемингс было шестеро детей, и, как считается, отцом их всех был Джефферсон.
Лидер оппозиции
Джефферсон вернулся в Виргинию в ноябре 1789 г., когда Конституция Соединенных Штатов уже была ратифицирована, а Вашингтон вступил в должность первого президента. У Джефферсона имелись сомнения по поводу Конституции, в которой все еще отсутствовал Билль о правах, но, тем не менее, он принял предложение войти в кабинет президента в качестве Государственного секретаря. На этом посту Джефферсон часто конфликтовал с министром финансов Александром Гамильтоном. Гамильтон стремился создать сильное национальное правительство и превратить США в модернизированную нацию, сравнимую с европейскими империями, однако его планы заключались в том, чтобы сконцентрировать деньги и влияние на Севере за счет аграрного Юга. Джефферсон также считал, что попытки Гамильтона создать сильное федеральное правительство подрывают суверенитет штатов и тем самым противоречат принципам Американской революции. Это послужило основой для их соперничества, которое оказало большое влияние на политическое развитие США.
В 1790 г. Джефферсон выступил против финансовой программы Гамильтона, предусматривавшей принятие на себя национальным правительством государственных долгов. Двое мужчин смогли договориться о компромиссе: Гамильтон согласился поддержать создание постоянной национальной столицы на юге вдоль реки Потомак в обмен на уступки со стороны Джефферсона, но их отношения вновь обострились, когда Гамильтон предложил создать Национальный банк. Во внешней политике Джефферсон оставался поклонником Французской революции и призывал Вашингтона поддержать зарождающуюся Французскую республику в ее борьбе против тирании. Гамильтон, с другой стороны, считал французских революционеров склонными к насилию анархистами и выступал за укрепление связей с Великобританией. Джефферсона раздражало вмешательство Гамильтона в сферу внешней политики, и после того, как президент Вашингтон провозгласил нейтралитет в разгар французских революционных войн, Джефферсон подал в отставку. Он вернулся в Монтичелло, где продолжил выступать в качестве лидера оппозиции, осудив противоречивый Договора Джея 1795 г. Примерно в это же время Джефферсон стал признанным лидером Демократическо-республиканской партии, поддерживавшей республиканизм, аграризм и профранцузскую политику и выступавшей против федералистской партии Гамильтона, которая ратовала за централизацию, промышленность и пробританскую политику.
В сентябре 1796 г. Вашингтон объявил, что не будет баллотироваться на третий президентский срок, что привело к первым в истории США президентским выборам с ожесточенной борьбой. Проиграв кандидату от партии федералистов Джону Адамсу, Джефферсон стал вице-президентом, используя свое влияние для дальнейшего сплочения антифедералистской оппозиции. Он выступал против растущей напряженности в отношениях с Францией, которая в конечном итоге вылилась в непродолжительный необъявленный военно-морской конфликт, названный квазивойной. Администрация Адамса использовала войну как предлог для принятия противоречивых Законов об иностранцах и о подстрекательстве к мятежу (1798), которые Джефферсон осудил как неконституционные. В противостоянии ему помогал его союзник Мэдисон, и их партнерство позже назвали «великим сотрудничеством». Обвинив федералистов в монархизме, Джефферсон снова баллотировался в президенты в 1800 г. На этот раз он обошел Адамса, но получил равное количество голосов с Аароном Берром; Палата представителей определила победителя, которым оказался Джефферсон. После десятилетнего противостояния сторонники Джефферсона наконец-то взяли власть в свои руки.
На посту президента
4 марта 1801 г. инаугурация Джефферсона была торжественно проведена в недостроенном здании Капитолия в Вашингтоне, округ Колумбия. В своей речи он призвал к примирению, заявив: «Мы все республиканцы, мы все федералисты». Джефферсон рассматривал свое избрание, которое иногда называют «революцией 1800 г.», как перезагрузку, отход от аристократической программы федералистов и возвращение к более чистой форме республиканизма в духе революции. Он назначил в свой кабинет видных демократических республиканцев: к примеру, Джеймс Мэдисон стал Государственным секретарем, а Альберт Галлатин —министром финансов. Тем не менее, Джефферсон сопротивлялся призывам собственной партии убрать федералистов с занимаемых ими должностей, хоть и попытался заблокировать назначение так называемых «полуночных судей», которое Адамс предпринял в неудачные месяцы своего президентства. Результатом стало историческое дело Верховного суда «Мэрбери против Мэдисона», в котором был установлен принцип судебного надзора.
Политика новой администрации основывалась на политической философии, позже названной «джефферсоновской демократией». В отличие от гамильтонианских х шагов к модернизации, в эпоху Джефферсона возросло влияние аграризма, а социальная иерархия стала менее жёсткой: например, в этот период пришла в упадок практика договорного рабства. Администрация Джефферсона также стремилась демонтировать финансовую систему Гамильтона: был отменен презираемый многими акцизный налог на виски и упразднены бесполезные федеральные учреждения. К концу двух своих президентских сроков Джефферсон сократил государственный долг с 83 до 57 миллионов долларов. Он также стремился уменьшить «величие» президентской должности, избегая длинных высокопарных речей — как правило, его обращения были письменными и зачитывались вслух. Джеффеерсон принимал посетителей независимо от их социального статуса и, как известно, устраивал еженедельные обеды в Белом доме, на которых присутствовали как федералисты, так и гости из числа демократических республиканцев. Жена Джеймса Мэдисона, Долли, часто играла роль хозяйки на этих приемах и даже выполняла функции первой леди при вдовце Джефферсоне.
В начале своего президентства Джефферсон решил прекратить платить дань берберийским пиратам в Северной Африке. Он отправил корабли в Средиземное море в качестве демонстрации силы в Первой берберской войне, первом конфликте за пределами Западного полушария, в котором США приняли участие. Но самый впечатляющий момент его президентства пришелся на 1803 г., когда США выкупили всю территорию Луизианы у Наполеона Бонапарта, нуждавшемся в средствах для его военных кампаний. Джефферсон долгое время был одержим Западом, который он романтизировал как неукротимый бастион свободы. Он поручил своему личному секретарю Мериуэзеру Льюису организовать экспедицию для исследования этих новых земель. В результате экспедиция Льюиса и Кларка (1804-1806) достигла Тихого океана — с помощью коренных американцев — и оставила описания рек, растений и животных, доселе неизвестных европейцам. Джефферсон снаряжал и дополнительные экспедиции на запад. Но не один Джефферсон интересовался Западом — его бывший вице-президент Аарон Берр отправился в Луизиану с подозрительными намерениями, что побудило Джефферсона выдать ордер на его арест. В 1807 г. Берра судили по обвинению в государственной измене, и Джефферсон настойчиво добивался вынесения обвинительного приговора, но в конечном счете Бёрр был оправдан из-за отсутствия доказательств. Джефферсон, недолюбливавший Берра и не доверявший ему, сместил его с поста вице-президента на выборах 1804 г., заменив бывшим губернатором Нью-Йорка Джорджем Клинтоном.
На второй президентский срок Джефферсона легла тень бушевавших в Европе наполеоновских войн. Хотя США пытались сохранять нейтралитет, их суда подвергались нападениям со стороны Великобритании и Франции. В июне 1807 г. произошел один примечательный инцидент — «Дело Чесапик—Леопард», морская стычка между британским и американским кораблями, в результате которой американские моряки либо погибли, либо были взяты в плен. Многие американцы требовали войны, но Джефферсон предпочел решить дело дипломатией. В декабре 1807 г. Конгресс утвердил нейтралитет Америки, приняв Закон об эмбарго, вводивший торговое эмбарго в отношении всех иностранных государств. Этот закон был противоречивым и не разрешил напряженности в отношениях между США и Великобританией, которая через несколько лет после того, как Джефферсон покинул свой пост, вылилась в войну 1812 г. Одним из последних значительных действий президента Джефферсона стала отмена работорговли в 1808 г. (само рабство сохранялось в США еще на протяжении полувека).
Выход на покой. Смерть
Джефферсон покинул пост по окончании своего второго срока в марте 1809 г. Его сменил Мэдисон, продолживший политику бывшего наставника. Джефферсон вернулся в Монтичелло, где провел свои последние 17 лет. Он продал обширную коллекцию книг Библиотеке Конгресса и помог основать Виргинский университет в Шарлотсвилле. Джефферсон продолжал вести переписки и даже восстановил разорванные дружеские отношения: в 1812 г. он начал обмениваться письмами со своими старыми друзьями Джоном и Эбигейл Адамс после более чем десяти лет горького отчуждения. Однако большую часть времени он проводил, проектируя реконструкцию Монтичелло, ухаживая за садом или наслаждаясь компанией дочери Пэтси и ее двенадцати детей (Полли скончалась после родов в 1804 г.). Джефферсон умер в возрасте 83 лет 4 июля 1826 г., в 50-ю годовщину провозглашения независимости. Он был похоронен в Монтичелло. Сегодня Джефферсона помнят как одного из самых почитаемых и самых противоречивых отцов-основателей, что делает его таким же противоречивым в смерти, как и при жизни.